Региональные Рождественские чтения
Рождественские образовательные чтения под председательством митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» состоялись 2 декабря 2021 г. в Синем зале епархиального управления. Их вел председатель Отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров. Участвовали благочинные (в том числе протоиерей Александр Будников), директора Центров духовной культуры и образования (в том числе иерей Александр Гинкель), методисты и тьюторы благочиний, главы районных отделов образования и методисты Информационно-методических центров, теологи и педагоги.
Приветствие губернатора Александра Беглова зачитал начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов. В обращении отмечено, что чтения — важный этап подготовки к 350-летию со дня рождения императора Петра I. Государь все силы отдавал развитию родной страны, в Санкт-Петербурге многое связано с именем великого реформатора, сумевшего вывести Россию в ряд первых мировых держав.
Председатель городского комитета по образованию Наталия Путиловская подчеркнула, что чтения способствуют укреплению сотрудничества между государством и Церковью. Церковь напоминает, что материальное — не главное, важнее духовная составляющая образования и воспитания, поэтому так важно сотрудничество с епархией. Проводится множество совместных мероприятий, например, конкурс «За нравственный подвиг учителя». Коснувшись темы преподавания Основ религиозной культуры и светской этики, она отметила, что все больше родителей выбирают для своих детей модули «Основы православной культуры» или «Основы мировых религиозных культур» — в этом курсе большая часть посвящена православной культуре. Таким образом, примерно 70 процентов четвероклассников в нашем городе знакомятся с основами православной культуры.
С Докладом «Петр Великий — реформатор и строитель: дела и плоды для Церкви» выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Владыка подчеркнул, что с церковной точки зрения реформы Петра I оценивать сложно, поскольку император хотел видеть в Церкви некое подобие социального института, приносящего материальную пользу государству, игнорируя сакральный характер ее устройства и ее главное назначение — заботу о спасении души человека. Pеформы в России начались задолго до царствования Петра Первого — в период правления его отца, царя Алексея Михайловича. Соборное уложение 1649 года зафиксировало несвободу Церкви в экономической сфере и в некоторых судебных вопросах. Попытки Патриарха Никона вернуть утраченную Церковью независимость привели к его низложению. Противоречия между властью и Церковью продолжались и впоследствии. Петр I, вступив на престол, предпринял кардинальные меры по европеизации нашей страны; владыка привел слова Александра Солженицына, считавшего первого российского императора не реформатором, а революционером.
Но «цивилизационная революция», предпринятая императором, практически не коснулась русского народа: «В результате дворянство стало европейским, а народ как был, так и остался русским. Именно эта двойственность позволила сохранить фундаментальную для нашей страны классическую религиозную и культурную установку», — подчеркнул владыка.
С докладом «Обстоятельства учреждения Святейшего Синода в 1721 году» выступил заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии Дмитрий Карпук. Он отметил, что спустя всего 132 года после учреждения на Руси патриаршества, 25 января 1721 года, был подписан Духовный регламент. В конце XVI века власти было выгодно патриаршество, укрепляющее ее авторитет, но спустя довольно короткое по историческим меркам время положение кардинально меняется. Из самого текста Духовного регламента явствует, что и императора Петра, и его соратника архиепископа Феофана Прокоповича пугал сам факт наличия патриаршей власти — фигура патриарха противоречила абсолютистской модели. Почему русское духовенство, церковные иерархи не выступили на защиту канонического управления Церковью? По мнению докладчика, причиной была хитрость Петра I. Он понимал, что если соберется Поместный собор, большинство духовенства выступит против «непонятного» Синода. Он просто не дал духовенству такую возможность, решив действовать быстро. Духовенство было разобщено: документ подписали в Санкт-Петербурге, и иерархи в других городах, получается, были вынуждены тоже его подписать. Кроме того, недавно прошло дело царевича Алексея: сам царевич скончался при невыясненных обстоятельствах, а его сподвижники подверглись репрессиям, некоторые были казнены, поэтому деятели Церкви были напуганы. Кроме того, они надеялись, что после кончины императора смогут «отыграть назад». И действительно, после смерти Петра Первого ряд архиереев пытаются упразднить Синод, последняя попытка случилась в царствование Елизаветы Петровны. Дмитрий Карпук обратил внимание слушателей на то, что в тексте Духовного регламента слово «Синод» употребляется всего три раза, речь там идет о некой «духовной коллегии». Возникает вопрос: это одно и то же или нет? Первоначально схема была такова: император управляет страной с помощью Сената, а Сенат осуществляет свою деятельность, опираясь на коллегии, учрежденные взамен устаревшей приказной системы, и Духовной коллегии уделяется отнюдь не первенствующая роль, наоборот, по степени важности она находится чуть не в самом низу. Через три недели, 14 февраля, на торжественном заседании Духовной коллегии представители духовенства обращаются к императору с просьбой подыскать другое название для этого учреждения. Император предлагает название «Святейший правительствующий Синод». Но у Синода по факту совсем не такое положение, как у других коллегий: Синод возвышается до уровня Сената и подчиняется императору напрямую. Таким образом, церковная иерархия все же нашла в себе силы образовать совершенно другой орган с другими полномочиями. При этом текст Духовного регламента никто не редактировал, он продолжал издаваться и переиздаваться в первоначальном виде, и это — один из парадоксов Синодального периода.
В заключительном слове владыка Варсонофий поблагодарил всех выступавших на конференции, отметив, что Санкт-Петербург будет в центре событий празднования, как это было и с юбилеем святого Александра Невского. Правящий архиерей еще раз упомянул о том, что император Петр Первый — личность неоднозначная. На примере его отношения к церковному устройству страны мы видим, как «Господь проводит свою Церковь через испытания. Такой это был человек, Господь нам его послал. Для жителей Санкт-Петербурга это — персона номер один, мы благодарны ему, молимся за него, особенно когда бываем в Петропавловском соборе».
Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий поблагодарил владыку за взвешенный доклад, отметив, что сам он более жестко относится к преобразованиям церковного управления, предпринятым императором, но в одном мы ему точно должны быть благодарны: «Монастыри обычно возникали вокруг подвижников, а наш монастырь возник по велению императора. Он — неоднозначная, но, безусловно, великая личность».
Международные Рождественские образовательные чтения — крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни. В рамках регионального этапа в Санкт-Петербурге прошли и еще пройдут различные образовательные и культурные мероприятия: семинары, коллоквиумы, спектакли, встречи с ведущими спикерами из Москвы и Санкт-Петербурга.
По данным сайта Санкт-Петербургской митрополии.