«Нравственный выбор»
Епархиальный этап Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» прошел 9 декабря 2022 года в Синем зале епархиального управления. Членами президиума стали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Петергофский Силуан, в зале присутствовали благочинные, директора Центров Духовной культуры и образования (в том числе и священник Александр Гинкель — от Выборгского благочиннического округа), директора районных информационно-методических центров, педагоги, деятели культуры, представители Молодежного парламента Санкт-Петербурга.
Ведущий чтений, председатель Отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров отметил, что следующий год объявлен Годом учителя.
В зачитанном приветствии губернатора Александра Беглова было отмечено, что чтения — пространство для конструктивного диалога между священнослужителями и представителями сферы образования.
В показанном презентационном ролике Алены Поликовской были приведены письма прихожан, как личные, так и коллективные, выражающие благодарность священнослужителям епархии. Письма читали ученики 209-й Павловской гимназии, звукоряд был дополнен фотографиями с епархиального сайта, иллюстрирующими разнообразное служение священников.
С докладом «Человек в эпоху глобальных вызовов и святоотеческая антропология» выступил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Правящий архиерей отметил, что в прошлые времена жизнь менялась мало, но начиная с ХХ века мир, окружающий человека, стал меняться стремительно: развивался транспорт, стало повсеместно использоваться электричество, качественные скачки совершили и наука, и техника. Владыка напомнил слова из послания апостола Павла: «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес. 5:3) и подчеркнул, что развитие науки и технологий не способствовало решению проблем, стоящих перед человечеством, а породило еще и новые. Вечные вопросы никуда не делись. В настоящее время наблюдается обесценивание человеческой личности, между тем, Священное Писание — повествование о высоте и красоте человека, напоминающее каждому, что он создан по образу и подобию Божию. Митрополит привел высказывание христианского богослова IV века Евагрия Понтийского «Блажен, кто каждого человека почитает за бога после Бога».
«В нас есть нечто, что роднит нас с Богом, о чем святитель Григорий Нисский пишет: «Если человек для того и приходит в бытие, чтобы сделаться причастником божественных благ, то по необходимости устраивается таким, чтобы ему быть способным к причастию благ», — сказал, в частности, правящий архиерей. — То, о чем говорит святитель, — это образ Божий в человеке. Однако — непознаваем Бог и, следовательно, непостижим Его образ — человек. Но можно говорить об отображении совершенств Первообраза и образа — человека, о свойствах Бога в человеке. «Давайте, — пишет святитель Василий Великий, — исследуем то, что относится к Богу, и мы познаем то, что касается нас, а именно, что мы не имеем образа Божиего, если понимать его в телесном смысле, ведь смертное не может быть образом бессмертного». Черты божественного образа в нас — это, прежде всего свобода, бессмертие души, владычество над прочим творением, творчество, ум, совесть, духовность, любовь. Именно сообразность Богу, как бы она ни была повреждена в падшем греховном мире, придает человеку подлинное величие и достоинство».
Ректор РХГА Дмитрий Богатырев в докладе «Образование, просвещение, теология. Опыт Санкт-Петербурга» отметил, что главный наш учитель — Христос, но не надо сводить Его учение к педагогике, поскольку Он — Богочеловек, пришедший спасти мир. Тем не менее, учительный аспект в высказываниях Спасителя очевиден, недаром в Евангелии сказано: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). В результате этого научения и возникла христианская культура. Чтобы человек стал христианином, его нужно учить. Легко учить тех, кто этого хочет. Но и другие люди, которые не хотят слышать о Христе, — тоже образ Божий. Апостолы говорили на разных языках, современные учителя должны понимать, с кем каким языком следует говорить. Для детей и молодежи самый понятный язык — это язык христианской культуры. Глобализация — это и есть Вавилонская башня. Докладчик напомнил эпизод «Легенда о великом инквизиторе» из романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Великий инквизитор говорит, что люди должны забыть о смерти, им надо разрешить грешить. Можно ли было представить, что в XXI веке человеку не просто разрешат грешить, но будут понуждать его к греху?..
В докладе методиста ОРОиК Виктории Гусаковой «Встань и иди». Жизненная стратегия как нравственный выбор человека» шла речь о примерах из литературы и искусства, помогающих наставить человека на правильный путь, подчеркивалось, что верный выбор делают те, кто выбирает путь к Богу. Важно воспитывать ребенка с малых лет, и особенно остро проблема воспитания личности стоит в школьном возрасте. Было акцентировано внимание на теме пути, дороги в христианской культуре. Апостолу Филиппу «Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» (Деян. 8:26). Герой обычно не идет проторенной дорогой. Детей необходимо знакомить с житиями святых Сергия Радонежского, Александра Невского. Педагогам полезно обращаться к святоотеческому наследию. Великий педагог Константин Ушинский опирался на святоотеческое учение, наследие отцов Церкви также высоко ценил историк Василий Ключевский.
Был показан тизер к сериалу «Крылья империи», затем выступил создатель фильма — режиссер и актер Игорь Копылов. Его доклад назывался «Отношение к Отечеству как показатель взросления человека». Он рассказал, что учился в школе рядом со Спасо-Преображенским собором и всегда хотел заглянуть внутрь, и вместе с тем, будучи советским ребенком, мечтал дожить до 100-летия Октябрьской революции. Работая над фильмами, он стал изучать историю, и для него по-новому открылись привычные городские здания. Игорь Копылов напомнил, что бывший глава Временного правительства Александр Керенский умер в 1970 году, и все священники отказались его отпевать: он был похоронен в Лондоне на внеконфессиональном кладбище. Режиссер остановился на роли других стран в революционных событиях в России и подчеркнул, что безоговорочная вера в «друзей» на Западе ни к чему, кроме как к катастрофе, не приводит.
Правящий архиерей подвел итоги чтений, поздравил с наступающим Новым годом. «Учителя, наставники — это люди, от которых зависит будущее страны и всего человечества. Они должны хорошо усвоить проверенные многими поколениями традиции православия, чтобы направлять на истинный путь тех, кто переступил порог класса. И какие бы глобальные вызовы нам не предстояло еще пережить, если наших детей будут воспитывать праведные педагоги, то мы не только выстоим в сложных ситуациях, но и станем совершеннее», — сказал митрополит.
Победители епархиального этапа Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» в различных номинациях и возрастных категориях были награждены грамотами, им вручены подарки.
С музыкальным поздравлением выступил детский хор митрополии под управлением Валентины Королевой. Дети исполнили духовные песнопения и народные песни, а специально для митрополита Варсонофия, служившего в армии в танковых войсках, спели песню «Три танкиста, три веселых друга».
Свято-Никольский храм в ЖК «Новая Скандинавия» на епархиальных Рождественских чтениях представляла педагог детской воскресной школы Никитина Ирина Александровна.
По данным сайта Санкт-Петербургской митрополии.