«Как читать икону?»
12 ноября 2023 года после Божественной литургии состоялась очередная встреча приходского клуба «Дорога к Богу». Возглавил встречу настоятель Свято-Никольского храма священник Александр Гинкель, обратившийся к участникам со словами приветствия и напутствия на предстоящие мероприятия.
После чего член клуба, прихожанка нашего храма Ольга Индиенко — заведующая школой искусств имени Свиридова, представила свой долгожданный доклад на тему «Как читать икону?». В процессе сообщения участники задавали вопросы, обсуждали различные аспекты и углублялись в богословие иконографии, — в общем, встреча прошла, как всегда, интересно и продуктивно!
Основные тезисы доклада, предоставленные Ольгой, приводятся ниже:
«Как читать икону?»
В православных храмах всегда много икон, они смотрят на нас со стен (росписи), с иконостаса или с аналоя. Это связано не только с желанием украсить храм, но и с мировоззренческой позицией Православной Церкви. Ведь храм – это тоже икона, икона преображенного Космоса, Образа Мира, в котором мы видим Бога, Ангелов, святых – «Космос» — «украшенный» — населенный — звучащий.
Храм Святой Софии Константинопольской
При этом икона считается «Библией для неграмотных». Храм, книга и икона – эти вещи в Православии неразрывно связаны, поэтому икону нужно понимать в этой взаимосвязи. Поэтому в древности к иконе относились не как к картине, а как к книге, ее «читали». Книга в храме звучала, ее читали с амвона, ее слушали.
Иконописец — не совсем художник, создание иконы можно сравнить с созданием богословского текста, это создание святыни, где художнику отведена роль передатчика взгляда Церкви, так как икона – это один из богословских языков Церкви (а не одного человека-художника), через который Церковь проповедует и исповедует свою веру. Иконописец в этом очень похож на евангелистов, только он проповедует линиями и красками.
Икона Бога не изображает. Икона – это то, как Бог видит мир.
К. Малевич. «Белый квадрат»
Данное изображение можно было бы назвать «идеальной иконой» Непознаваемого и Неизображаемого, так как «Бога никто не видел» (Иоанн Богослов).
Истинной иконой («и’кон» греч. – «Образ») Бога можно считать Иисуса Христа: «Кто видел меня, тот видел и Отца». Невидимый стал Видимым, икона дает возможность прикоснуться к тайне Боговоплощения: «Невидимый стал Видимым» (Иоанн Дамаскин).
Но и человека можно считать потенциальной иконой (образом) Бога: «И задумал по образу и подобию Своему»… и «создал по образу…» (Книга Бытия). Отсюда и понятие о святости: образ делает человека подобным, отсюда «преподобные (святые)».
Временной иконой же становится мир, который когда-то был Богом создан и когда-то будет разрушен, но мир тоже отражает Образ Отца, потому что мир дает понимание о Величии Отца, который творил мир совершенным и прекрасным.
Икона являет, а не изображает Благую Весть (греч. Евангелие). Через икону христианин познает тайны мироздания. «Иконы иногда больше искусства, иногда меньше искусства» (отец Павел Флоренский). К сожалению, современному человеку это сложно понять.
Формирование канона («закон, правило» – греч.): Язык иконы подчиняется канону (закону, по которому и создаются образы). Они не были прописаны, но передавались от учителя к ученику. Канон — это не рамки, это стержень, который позволяет при изменении понятий о красоте, свидетельствовать об истине. Истинные творцы иконы – это Святые Отцы
Фаюмские портреты — протоиконы
Фаюмские портреты – это погребальные портреты позднеантичной эпохи, они говорят нам об ушедших в мир иной. Техника фаюмского портрета: энкаустика (живопись восковыми красками), активно использован золотой фон, как изображение загробного мира (дан искусством Древнего Египта). Но фаюмские портреты говорят о смерти, а Церковь же, взяв внешнюю форму и технику, меняет содержание: иконы говорят о Жизни Вечной. Первые иконы — портреты мучеников, которые как бы продолжали оставаться и свидетельствовать о Жизни Вечной и после своей смерти.
«Христос и Его друг (св. Мина)»
Ранняя икона, каноны еще только формируются. Святые – это Те, кто последовали за Христом и находятся рядом с Христом и наследуют Жизнь Вечную.
Икона – это явление другого мира, но не иллюстрация Св. Писания, она тоже Евангелие (Благая весть), поэтому пространство иконы развивается подобно разворачивающемуся свитку, все изображение можно читать слева направо и сверху вниз. Оно может быть свернуто до единого лика, как на иконе Спас Нерукотворный.
Спас Нерукотворный
Туринская Плащаница
Тайна Боговоплощения – это ключ к иконе. Все образы так или иначе восходят к Нерукотворным (появившимся в результате чуда) иконам – Образу Спаса Нерукотворного (плат царя Авгаря или плат Св. Вероники), а они в свою очередь к погребальным пеленам Христа (Туринская Плащница), где изображение оставлено не красками, а в результате изменения физических свойств материала. На иконе на золотой круг Вечности наложен крест, из которого выступает человеческий Лик Христа. С точки зрения изобразительного искусства – здесь минимум, но с точки зрения богословия – здесь бездна.
Христос Пантократор. Синайская икона, 6 век
Здесь уже поясная фигура Христа – не только лик, но и благословляющий жест и Евангелие. Символически здесь соединяются две природы (неслиянных и нераздельных): Божественная (синий плащ) и Человеческая (красная туника – кровь, человек, Царство). Одежды повторяют императорские одежды с золотым клавом, так как Христос – Царь Царей. Лик в иконе всегда бесстрастный (надэмоциональный), а жест эмоциональный (информативный) – Христос приносит благословение Своего Отца и приносит Свое учение (Книгу).
Надписи на иконе
Любая икона всегда надписывается, в древности именно так происходил обряд освящения иконы – надписанием Имени (надписи), после чего обычный предмет (профанный) становится сакральным (священным). Молитва на освящение иконы появляется только в 17 веке.
Ангел «Златые власы»
Чем древнее икона, тем больше распахнуты глаза. «Светильник для тела – око». Лик очень важен, так как предстояние «лицом к лицу» с Вечностью, с миром Бога, святых, ангелов, дает возможность и человечеству также обрести лик.
Все, кто важен, в иконе развернуты к нам лицом; в профиль всегда изображают второстепенных или отрицательных персонажей.
Святой Георгий Победоносец
Важен жест и атрибут: красный плащ цвета мученической крови, копье и меч опущены, так как святой мученик-воин отказался направить их против своих единоверцев, за что сам был замучен.
Ростовая икона «Ярославская Оранта»
Богородица – «Чаша», которая вмещает в себя Христа.
Античная философия развивает культ тела: от полного поклонения ему («в здоровом теле — эпикурейцы) до полного отвержения его (киники, стоики).
Христианская философия говорит о теле человека как «о хрупком сосуде», как о храме для Святого Духа, то есть: тело важно своим содержанием.
Икона – это не портрет.
Но так уж «похожи» портреты? «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит» — Пушкин был недоволен своим портретом, считая его слишком «идеальным». Поэтому портреты тоже дают лишь некоторую маску (Личину), принятую обществом.
У человека на иконе – Лик (преображенный, просветленный).
Лицо – это физическое состояние человека (то, как мы выглядим сегодня в зависимости от состояния и пр.).
Личина – это то, как видит нас общество.
Таким образом, икона – это не религиозная картина.
Дионисий «Распятие»; Эль Греко «Распятие»
У Эль Греко (который был греком и изучал каноны иконописания) очень точное описание события, пейзаж, тьма, страдающее тело Христа, скорбь Марии и Иоанна.
У Дионисия – это предвестие Вечной жизни, и руки Христа, обнимающие этот мир , как обещание спасения мира и человека. «Крестом радость приде всему миру». Здесь уже сияет свет победы Христа и Воскресения. Здесь лики сияют как лампады, освещенные этим светом (нет теней, нет светотени).
Феофан Грек «Преображение»
В иконе пространство разворачивается на нас и разные по времени события совмещаются на одной плоскости: восхождение на гору, предстояние на Фаворе и схождение с горы.
Икона «Рождество Христово»
Радость Рождества, но и понимание для чего рождается Христос — для крестной жертвы: в центре младенец в пеленах лежит в яслях в пещере, как в гробу, и поза Богородицы, которая отворачивается от Младенца, потому что она предвидит дальнейшие трагические события, Распятие и смерть. Но и Ангелы, предстоящие перед пещерой с Христом, это предвестники Ангела, который возвестит святым женам-мироносицам благую весть о воскресении Христа.
С одной стороны, икона — консервативное явление в изобразительном искусстве, при этом каждая икона будет написана со своими нюансами и деталями, которые как кристалл переливаются различными гранями, описывающими евангельские события.
Автор текста: Ольга Индиенко (по материалам Ирины Языковой).