Церковное поминовение
Антидор и просфора.
Духовным «стержнем» церковной жизни христианина является Таинство Причащения или Евхаристии (греч. благодарения). «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6.53-54).
Под видом хлеба и вина, над которыми во время Божественной литургии Церковью произносится освятительная молитва, верующие христиане причащаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа, чтобы и самим стать частью Тела Христова (то есть Церкви), и чтобы Его Кровь очистила нас от всякого греха. Происходит то, что уже здесь, на земле, человек становится причастником (участником) жизни вечной, божественной, и обретает богоподобие, утраченное в раю Адамом и Евой.
Для причастия используется специально испеченный хлеб, называемый «просфора» (греч. приношение). Остатки просфоры, из которой готовится святое причастие, и называются «антидором» (греч. вместо даров). Они являются великой святыней после самого Тела Христова, и вкушаются исключительно натощак вместе со святой водой, заменяя собою причастие для неподготовленных.
Поминальные записки.
Богу можно молиться в любое время и в любом месте, Он слышит нас всегда. Вопрос в другом: а как часто мы слышим Его? Ведь молитва – это диалог сердца, а не монолог губ, обращенный к небу. А если диалог, то где, как не в храме во время богослужения, мы можем физически услышать голос Божий, и воочию увидеть Бога, окруженного сонмом святых? Конечно, речь идет о богослужебном пении и иконах, символически изображающих перед нами образ Царства Небесного.
Наши молитвы касаются не только нас самих, но и наших ближних, как живых, так и усопших. А потому в традиции Русской Православной Церкви принято писать имена тех, за кого мы хотим совершить поминовение, чтобы их имена были произнесены не нашим грешным языком, но устами людей, посвятивших жизнь свою служению Богу и Церкви, то есть священнослужителей.
Существуют два вида поминовения – церковное и частное. К церковному относятся те записки, которые передаются в алтарь, и там их поминает священник. Так как Церковь может молиться только за своих членов, то людей, не принадлежащих к Церкви, в таких записках писать нельзя (это некрещеные, еретики-раскольники, атеисты-богоборцы и самоубийцы, то есть люди, либо не вошедшие в Церковь через Таинство Крещения, либо сознательно разорвавшие с ней свою связь).
К церковному поминовению относятся два типа записок, подаваемых на «проскомидию» (когда за каждое имя из просфоры священником вынимается частица, погружаемая в Чашу с Кровью Христовой) или подаваемых на «ектению» (когда в добавок к частице имена произносятся на литургии священником вслух). Просфоры, с которых вынимаются частицы, так же являются святыней, подобной антидору, и могут приниматься в пищу только перед обычной едой.
Что касается частного поминовения, совершаемого священником не в алтаре, а в храме, или даже в любом другом месте, то к нему относится «молебен» (молитва о живых) и «панихида» (молитва об умерших). Молебны бывают различных видов, в зависимости от нужд и целей христиан: общие Богородице или святым, благодарственные, освятительные, об исцелении болезни, о путешествии и т.д. Панихида совершается обычно в памятные дни усопших (3, 9, 40 день и годовщины), а также в случае особого желания помолиться об упокоении наших родных и близких. Душа человеческая бессмертна, а потому как на земле она нуждается в молитве, являющейся для нее пищей, так и в мире загробном ждет от живых молитвенного поминовения.