Прихожане
Почему люди приходят в храм? И почему они из него уходят?
Для ответа на эти вопросы хочется привести известную притчу «Проповедь у камина»: «Один прихожанин перестал ходить в церковь. Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить. Он отправился к нему домой. Дверь была открыта, и батюшка вошел внутрь. Бывший прихожанин сидел в полном одиночестве перед камином. Когда он увидел священника, кивнул ему головой в знак приветствия и жестом предложил присесть. Устроившись поудобней, священник также стал смотреть на красиво играющее в камине пламя. Мужчины молчали.
Через несколько минут батюшка вдруг поднялся, взял каминные щипцы, подхватил ими пылающую головешку и отложил в сторону, подальше от общего пламени. Затем он вновь сел. Молчание продолжалось. Вынутая головешка тем временем уже перестала полыхать, а только слегка алела, и еще через некоторое время совсем остыла и почернела. Священник снова встал, взял щипцы и положил потухшую головешку обратно в очаг. Через мгновенье она уже пылала, как ее соседи. Отложив щипцы, священник молча направился к выходу и, когда он уже был в дверях, услышал слова: «Спасибо за визит и за проповедь у камина. В это воскресенье я обязательно приду»».
Что значит для нас посещение храма Божия?
Некая «привилегия» для избранных? Благочестивая «экскурсия»? Или удобное «времяпровождение» в рамках успокоения религиозной совести?
На самом деле, посещение храма – обязанность каждого христианина, и ее игнорирование может привести к тяжелым духовным последствиям. 4-я заповедь Десятисловия гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20.8-10). Еврейское слово «шаббат» переводится как «покой» и обозначает завершение творения Богом мира и освящение его.
Господь Иисус Христос воскрес в ночь с субботы на воскресенье, тем самым перенеся богослужебный акцент на «первый» день недели, ставший для Церкви днем «Нового Завета» и «малой Пасхой». В христианских странах этот день обязательного посещения храма сделан выходным, а в России даже получил название события, его освятившего – «воскресенье». Тем не менее Церковь не нарушает заповеди о «субботнем дне», т.к. в субботу вечером всегда совершается особое праздничное богослужение, именуемое «Всенощным бдением», на котором всех людей помазывают освященным елеем.
Кроме воскресного дня в Церкви существуют «Двунадесятые» праздники, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, почтить которые своим присутствием на богослужении – духовная обязанность каждого благочестивого христианина. Посещение храма в «великие» праздники – дни памяти святых – добровольное дело личного почитания и уважения человека к конкретному святому.
Конечно, есть уважительные причины, по которым человек пропускает обязательные богослужения. Перечислять их не будем. Важно помнить другое: каждый раз, принимая решение о возможности или невозможности исполнить свой религиозный долг, подумайте о том, что Бог не только все видит, но и все прекрасно понимает! Он понимает нас намного лучше, чем самые близкие люди, потому что любит нас намного сильнее, чем они. И если Он просит нас навестить Его хотя бы раз в неделю (а это четыре раза в месяц), зайдя в храм, а мы без объективных причин этого не делаем – то очень сильно огорчаем Его любящее «сердце».
Итак, участие в богослужении для христианина – это религиозный долг, связанный с трудом над спасением своей души. Такой же долг, как послушание родителям, воспитателям и учителям, без которого невозможно обрести нравственные качества, знания и уважение окружающих. Такой же долг, как необходимость трудиться и зарабатывать средства не только на пропитание себя, но и на помощь окружающим. Такой же долг, как воспитание собственных детей, за которых мы несем ответственность не только перед обществом и государством, но прежде всего перед Творцом и Господом.
Наконец, встает последний вопрос, на который каждый прихожанин имеет свой ответ: для чего люди приходят в храм?
Христианский храм несет в себе две функции: во-первых, это особое здание, посвященное Богу, во-вторых, это место собрания крещеных людей.
Храм именуется «домом Божиим» и осмысляется как священное пространство, которое человек посвящает Богу для Его особого присутствия. «Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19.46) – сказал Сам Господь об Иерусалимском Храме, по проекту которого строятся храмы и до сих пор. Конечно, помолиться можно и дома, и на работе, и в пути. Но именно в храме совершается особая молитва, именуемая «богослужением», которое невозможно совершить одному человеку. Это общественная молитва, а потому участвуя в ней, человек становится частью священного общества – «народа Божия».
«За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17.19), – эти слова последней молитвы Спасителя, которую Он возносил за Своих учеников, раскрывают аспект святости христиан: мы становимся святыми не за личные заслуги или порядочность, а освящаясь Духом Святым, Который особым образом действует во время богослужения. То, насколько осмысленно мы Его ощущаем и как долго в себе храним – зависит уже от нашего духовного опыта и желания. Иными словами, войдя в храм, человек имеет возможность измениться в лучшую сторону и стать ближе к Богу, однако то, что он унесет с собой, выйдя из храма, зависит от него самого.
Собрание христиан, приходящих в храм, именуется «Церковью» — обществом верующих в Иисуса Христа, объединенных любовью к Нему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20), — обещает Сам Господь. Чтобы стать частью Церкви, необходимо родиться духовно через принятие Таинства Крещения. Но чтобы жить духовно – не достаточно только родиться: необходимо поддерживать жизнь и даже развивать ее! Для поддержания духовной жизни человеку следует исполнять евангельские заповеди (просьбы Бога). Однако для духовного возрастания христианину нужно главное – богообщение. Слышать Бога можно только «чистым сердцем», для чего и существуют святые Таинства Исповеди и Причастия, принять участие в которых вне храма практически невозможно.
Именно для этого христиане приходят в храм! Именно для совершения Таинства Евхаристии – Святого Причастия – строится любая церковь, будь то храм или собор! Христиане, которые не причащаются, подобны гостям на свадебном пиру, смотрящим на угощение, но по каким-то своим причинам не желающим вкусить от трапезы: можно сколько угодно размышлять о вкусе, качестве и пользе пищи, а можно взять и попробовать!
Что мешает христианину причащаться? Скорее не «что», а «кто» …