Религиозное образование
«Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление» (Притч. 1.7).
«Незнание закона не освобождает от ответственности», — на этом принципе основывается закон государственный, который предполагает, что если человек нарушает правила поведения, то обязан понести наказание, даже если он и не знал о последствиях своих поступков. Законы духовные действуют несколько иначе: чем меньше человеку известно, тем меньшую ответственность он несет за свои деяния: «Раб… который знал волю господина своего, …и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12.47-48).
Невежда, воспользовавшись сим изречением, станет усыплять свою совесть лживыми самовнушениями о том, что, если ничего не делать для спасения своей души и никак не изучать свою веру, можно будет избежать и Божия наказания. Но тем самым он уже в этой жизни полностью лишает себя «плодов» христианской веры. Ибо можно, прожив всю жизнь, считая себя «верующим в душе» порядочным человеком, так никогда и не почувствовать того счастья, которое дает нам наша православная вера.
Потому что вера не «в душе», а в голове!
Она начинается тогда, когда мы сознательно обращаемся к Богу в своих молитвах, произнося конкретные слова, обращенные к конкретной Божественной Личности. Если же ум человека не участвует в молитве – она становится пустой.
Вера укрепляется тогда, когда ум питает ее чтением Священного Писания, житий святых и другой назидательной литературы.
Вера действует, когда ум понуждает человека делать добро, хранить верность Богу и остерегаться зла. И даже согрешив, человек приносит свое покаяние Богу, словесно исповедуя перед священником свои грехи: «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10.10).
Наконец, вера живет в человеке лишь тогда, когда ее животворит Святой Дух через Таинство Святого Причащения, к которому христианин приступает «со страхом Божиим и верою», то есть сознательно и благоговейно.
А что такое есть наша вера?
Апостол Павел отвечает так: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11.1). То есть вера – это реализация наших надежд и убежденность в предметах таинственных, сокрытых от людей непосвященных. И в этом смысле она имеет два измерения – теоретическое и практическое. Она состоит из знания вероучительных истин и их практического воплощения в жизнь. «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2.26).
Таким образом, чтобы являться не формальным, а настоящим верующим христианином, человеку необходимо четко знать, в Кого, во что и как он верит!
Тот, кому не безразлично спасение своей души и душ своих детей, обязан постоянно заниматься религиозным образованием, без которого можно по ошибке заменить «истину Божию ложью» (Рим. 1.25), и самому того не ведая, свернуть с «узкого пути» (Мф. 7.14), ведущего в Царство Небесное.
Все мы учились в школе и знаем принципы систематического образования: существуют базовые предметы, по которым каждый ученик обязан усвоить определенный информационный минимум, хотя бы в рамках удовлетворительной оценки, без которого он не сможет получить аттестата зрелости. И не важно, какие предметы ему нравятся, а какие нет – данный минимум направлен на достижение учащимся уровня общего развития, без которого, как считается, жизнь данного человека в обществе не будет полноценной и адекватной.
В христианской религии тоже существует подобный минимальный вероучительный уровень, который должен усвоить каждый член Церкви, чтобы являться полноценным православным христианином – это «Символ веры» — документ-молитва, который содержит в систематическом порядке главные принципы («догматы») православной веры. В настоящем виде этот документ был сформулирован еще в IV веке, однако более краткие формулы восходят к первым векам существования Церкви и содержатся в Священных книгах Нового Завета.
Без исповедания Символа веры человек не может стать христианином, то есть принять Таинство Крещения. Он также поется в храме за каждой Божественной литургией незадолго до начала Таинства Евхаристии (Причащения).
Этот документ христианин должен не только знать наизусть, но и понимать, уметь объяснить другому то, что в нем написано. Поэтому если кому-то кажется, что в Церкви он все уже знает и во всем разбирается – пускай вначале проверит себя на знание «катехизиса» (основ вероучения). Потому что «катехизис» — это предмет, с которого религиозное образование христианина только начинается, но отнюдь этим предметом не ограничивается. Это лишь первый «кирпичик» фундаментального знания, без которого, однако, не может быть истинного богословия.
Ведь впереди у нас вечность. И если христианину не интересно богословие в земной жизни, то вряд ли он будет интересоваться этим в будущей, где одним из главных условий бытия человека в Царстве Небесном является познание Бога.