Таинства Крещения и Миропомазания

Таинства Крещения и Миропомазания

Таинство Крещения – первое священнодействие, которое совершается над человеком, желающим стать христианином. Через Крещение человек рождается духовно, становится членом Церкви как Тела Христова. «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3.5), — сказал Господь Иисус Христос в беседе с Никодимом. Поэтому в Православной Церкви над человеком, желающим принять крещение, совершается сразу два Таинства – Крещения (как рождения от воды) и Миропомазания (как рождения от Святого Духа).

Таинство святого Крещения совершается только по согласованию с настоятелем прихода лично в храме или по телефону (8-981-153-58-29 – отец Александр) желающим креститься, либо одним из родителей (если креститься будет младенец).

Главным условием для взрослого человека (начиная с 7 лет), желающего принять Таинство Крещения, является Покаяние, по слову святого апостола Петра: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2.38).

Покаяние – значит изменение своей жизни, своего мировоззрения. Для крещеного человека начинается новая жизнь, в которой он живет не один, но с Богом и Ангелом Хранителем. Эта жизнь соизмеряется новыми законами духовной реальности, а не только физического существования; ее главными приоритетами становятся ценности Царства Небесного, а потребности плоти отходят на второй план. Человек становится частью «народа Божия», членом «Тела Христова», гражданином «Небесного Отечества», сыном Божиим! Всему этому он должен учиться в Православной Церкви, которая с момента крещения для человека становится «вторым домом» (к сожалению, не для всех, так как некоторые часто забывают о своих христианских обязанностях, предпочитая жить в самодовольстве, тем самым нарушая свой религиозный долг, что приводит, как правило, к душевным мучениям и беспокойству).

Родители и крестные, обращающиеся к Церкви с просьбой о крещении своих детей, должны осознавать, что крещение маленьких детей, которые еще не способны давать отчет о своих действиях, совершается по вере их родителей и восприемников (крестных). Таким образом, главным и единственным условием для крещения является вера во Христа как Истинного Бога, доверие Церкви и готовность прилагать свои усилия для духовного возрастания и научения в православной вере.

Нередкими бывают случаи, когда родители обращаются к Церкви за крещением их детей, исходя из соображений:

— чтобы ребеночек не болел;

— мы родились в России, значит так положено;

— потому что так принято, заставили старшие;

— на всякий случай.

Те из родителей, кто желает крещения своих детей, руковод­ствуясь указанными мотивами, должны понимать, что эти моти­вы являются ложными и нецерковными. По слову Священного Писания: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Понимая, что определенная часть родителей, желающих крещения своих детей, не имеет достаточного опыта церковной жизни, Таинство Крещения в нашем храме совершается только после обязательных собеседований со священником (либо катехизатором), которые и совершаются по предварительной договоренности. После первой беседы священник принимает решение о необходимом количестве дополнительных бесед, исходя из духовно-нравственного состояния слушателей.

Данные собеседования обязательны для двоих родителей и двоих восприемников (крестных). В крайнем случае, собеседова­ние должны посетить один из родителей (любой) и крестный одного пола с крещаемым ребенком.

Беседы перед крещением (оглашение) являлись обязательным условием для крещения в Древней Церкви. Сегодня Русская Православная Церковь вновь возродила древнюю традицию подготовки людей к принятию святого Таинства.

Всем лицам, участвующим в оглашении, необходимо прочитать Евангелие от Луки (третью книгу Нового Завета). Чтение Евангелия должно быть осмысленным. По мере его чте­ния постарайтесь ответить на следующие вопросы:

— кто такой Иисус Христос?

— в чем суть проповеди Иисуса Христа?

— в чем смысл Распятия и Воскресения Христова?

Иные требования для восприемников и родителей младенцев:

— знание молитвы «Отче наш»;

— предварительная исповедь и причастие (за исключением мамы младенца, если ей не была прочитана «молитва матери»);

— внимательное и осознанное прочтение «Символа веры» восприемником одного пола с крещаемым во время совершения Таинства (желательно знание наизусть).

В том случае, если во время проведения собеседования родителями или крестными будет проявлено ироничное отношение, кощунство, либо пренебрежение к православной вере, священнослужитель оставляет за собой право отказать таковым в крещении их детей.

Всем нам необходимо помнить об ответственности за свои поступки, за которые мы будем отвечать перед Самим Богом. Можно обмануть людей, священников, но обмануть Бога нельзя. Нельзя принимать святые Таинства, не имея веры во Христа и Его Церковь.

Что необходимо с собой иметь на Крещении?

— свидетельство о рождении ребенка;

— два полотенца (одно для младенца, другое – на храм);

— крестик;

— крестильный набор (белая распашонка);

— свидетельство о крещении ребенка;

— крещальная икона;

— четыре свечи.

За исключением первых двух пунктов, все остальное можно приобрести в нашем храме непосредственно перед началом Таинства Крещения. Также в книжной лавке нашего храма есть много доступной литературы, касающейся основ Православной веры, значения Таинств Крещения и Миропомазания, а также подготовки к Таинствам Покаяния (Исповеди) и Евхаристии (Причастия).

За совершение Таинства Крещения в нашем храме не взымается фиксированная плата. Вашей благодарностью священнику, совершаемому крещение, будет являться Ваше добровольное посильное пожертвование после окончания святого Таинства.

Молитва Господня (на церковно-славянском языке):

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ Веры (на церковно-славянском языке, с кратким комментарием):

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог все содержит в Своей власти и всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что мы уверены, что Бог есть, что Он есть Один и нет другого кроме Него, что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т.е. вся необъятная вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. Вера — это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему.

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, — Троица единосущная (т.е. три Лица Святой Троицы имеют одну сущность) и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга Лиц.

  1. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Я верую, что Господь наш Иисус Христос — это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он — Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Отцом, как солнечный свет с солнцем. Он — Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Имже вся быша означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом — Творцом неба и земли. Это означает, что мир сотворен единым Богом — Святой Троицей.

  1. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — стал Богочеловеком.

Святая Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и Ангелов, — так как Она Матерь Самого Господа.

  1. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

Я верую, что Господь Иисус Христос во время римского правителя в Иудеи Понтия Пилата был распят на кресте за нас — людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.

  1. И воскресшаго в третий день, по Писанием.

Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас — как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес!

Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: «по писаниям». Слова «по писаниям» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

  1. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

«Седяща одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, во славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным, и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; Он указал нам, что и наше Отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

  1. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

Паки — опять; грядущаго — Того, Который придет.

Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную — за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

  1. (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Иже от Отца исходящаго — Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима — Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки — говорившего через пророков.

Я верую, что третье Лицо Святой Троицы — Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый — Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном, и Ему следует так же поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов, и по Его вдохновению написаны все Священные Книги.

Говорим мы здесь и о главном в нашей вере — о тайне Святой Троицы: наш единый Бог — это Отец, и Сын, и Дух Святой.

Дух Святой открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

  1. (Верую) Во едину святую соборную и апостольскую Церковь.

Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.

Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу, и которое называется храмом Божиим.

Я верую, что только в Церкви Православной возможно спасение души человеческой, и что только она является тем «ковчегом», в котором человек может достичь Царства Небесного, живя на земле. Это именно имел ввиду святитель Киприан Карфагенский (III в.), когда написал свое знаменитое высказывание: «Кому Церковь не мать – тому Бог не отец»!

  1. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять святое Крещение.

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы «дверью» в Церковь Христову. Только принявший крещение может участвовать в других церковных Таинствах.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа (т.е. спасительная сила Божия).

  1. Чаю воскресения мертвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.

Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения, тела умерших людей изменятся; по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел — они будут духовны: нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.

  1. И жизни будущаго века. Аминь.

Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово Аминь означает подтверждение — истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.