Таинство Покаяния

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния (Исповедь) является «вторым крещением» человека, так как омывает душу кающегося от грехов. Для участия в этом Таинстве человеку необходимо мужество признать свою вину перед Богом и ближними, чтобы исповедать (произнести вслух) перед священником свои грехи, и тем самым в них покаяться (раскаяться и постараться исправиться).

Священник, принимающий Исповедь, является свидетелем покаяния человека – с одной стороны, и уполномоченным отпустить ему грехи по повелению Бога: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20.23) – с другой.

Однако исповедник должен понимать, что хотя священник и слушает перечень его грехов, все же кается он не перед человеком, а именно перед Самим Богом, Который незримо присутствует и не только наблюдает за словами, но и знает потаенные помыслы и чувства человеческого сердца.

Как нужно исповедоваться?

В нашем храме есть пособия «В помощь кающемуся» с подробным перечнем грехов и практическими советами опытных духовников Православной Церкви – для тех, кто никогда не исповедовался, либо делал это очень давно и нерегулярно.

Здесь будут приведены лишь некоторые советы практического характера, как необходимо совершать свою исповедь православному христианину:

— к Исповеди, как и к любому другому Таинству, необходимо готовиться: заранее подумать о своих грехах, можно накануне, либо непосредственно перед тем, как подойти к аналою (мысленно их для себя перечислить или написать на бумаге, а после исповеди ее сжечь). Огромным неуважением к Богу и пренебрежением к священнику является, если человек начинает «вспоминать» свои грехи непосредственно во время святого Таинства. Если человек исповедуется в первый раз – об этом следует сказать священнику в самом начале исповеди, и не обижаться в случае, если батюшка посчитает нужным отложить исповедь на какое-то время, необходимое для более надлежащей подготовки исповедника.

— на Исповеди нельзя называть никаких имен, кроме своего собственного! Не нужно ни про кого ничего рассказывать, кроме самого себя! Не нужно путать исповедь с личной духовной беседой (если у Вас есть вопросы к священнику, их нужно задавать в конце, и если они не касаются Вашего покаяния, то поговорить со священником лучше после богослужения). Не нужно в подробностях описывать обстоятельства своих грехов (Господь и так их знает, а если священник посчитает нужным что-то уточнить – он сам спросит у Вас). И самое главное, не нужно оправдываться в собственных грехах, даже если Вы их сделали вынужденно, или кого-либо в этом осуждать!

— все грехи, которые человек произнесет на Исповеди – простятся ему, если он в них искренно кается. Все, что он сознательно скроет – останется осуждением на его совести. Если Вы неумышленно забыли сказать о чем-то на Исповеди – не нужно из-за этого подходить исповедоваться снова: Господь видит наше покаяние, и принимает его, несмотря на немощи нашей души. Поэтому отложите в своей голове тот грех, который Вы вспомнили, до следующей исповеди, попросите мысленно у Господа за него прощения, и со спокойной совестью приступайте к Таинству Святого Причащения.

— если Вы уже исповедовались накануне (в период до трех дней) – скажите об этом священнику перед исповедью, и далее поступайте по его благословению.

— если Вы хотите поисповедоваться в первый раз – Вам следует максимально полно (по возможности) вспомнить свои грехи, начиная с 7-летнего возраста (можно записать их на бумаге, чтобы ничего не забыть).

Таинство Исповеди в нашем храме совершается во время вечерних богослужений (по желанию прихожан) либо во время Божественной литургии непосредственно перед Святым Причастием. Таинство совершается бесплатно.

«В чем каяться святому?» (отрывок из книги «Миссионерские заметки», автор свящ. Александр Гинкель):

«Мы каждый день умываемся. Если мы не будем умываться неделю – кожа станет шелушиться. А если месяц – то начнет отпадать грязь с лица. И это при том, что мы никуда специально не лезли, чтобы вымазаться! То же самое происходит и с душой», — обычно рассказываю я малоцерковным людям, чтобы объяснить им смысл и необходимость Таинства Покаяния. – «Даже если я никого не убил и ничего не украл, — это не значит, что у меня нет грехов. Одно то, что я перестал следить за собой, свидетельствует о скверне моей души».

Я конечно могу привыкнуть к такому состоянию, не замечать свои грехи, и даже считать свою жизнь нормальной. И примеров этому достаточно. Ведь сколько людей сидят у ворот храма, которые не следят за собой, и считают это нормой. Но это же не значит, что так нужно делать всем.

Покаяние очищает душу человека, смиряет его гордыню. Без этого невозможно войти в Царство Небесное. Человек с нечистой душой, с прокаженной совестью, даже если и проникнет на «брачный пир» Господа – может быть изгнан вон, как не имеющий «брачной одежды». Человек же гордый, лукавый и ленивый, не желающий подчиняться «Господину» и трудиться над собой, — зарывает свой талант, и будет за это осужден.

Покаяние – это «изменение ума». Само искреннее намерение исправления уже не остается тщетным у Бога. Тем более если человек старается приложить максимум усилий, чтобы победить свой грех. Иначе ничего не выйдет, так как «под лежачий камень вода не течет».

Но почему, спрашивают меня, мы каждый раз произносим на исповеди одни и те же грехи, и ничего не можем с собой поделать – продолжаем грешить?

Причины здесь две. Первая – неискренность раскаяния. То есть человек кается, но в этот момент у него присутствует заведомо лукавая мысль о том, что это лишь формальность, что я все равно ничего не смогу с собой поделать, и в следующий раз снова придется это же повторять. И хотя, как нам кажется, мы настолько хорошо себя знаем, что так уверены в невозможности измениться, тем не менее чаще мы просто лукавим и боимся расстаться со своим грехом. Очень часто причина греха кроется намного глубже. И здесь я привожу другой пример: когда нам дали непаханое поросшее травой поле для того, чтобы на нем насадить огород – прежде всего это поле нужно перепахать. И надеяться, что этого будет достаточно – слишком наивно. Сорняки – «терния» будут снова и снова прорастать из земли, но нам нужно снова и снова их оттуда вырывать. Если этого не делать, то ничего не получится – через некоторое время поле снова зарастет травой. Но с каждой «прополкой» сорняков будет вылезать все меньше и меньше – если только мы будем прилагать труд выкорчевывать их с корнем.

Также и наше покаяние – Господь видит наше усердие, если мы сознательно и добровольно пытаемся оставить свой грех, то с каждой Исповедью страсть все меньше будет довлеть в нашей душе, и мы будем получать силы для борьбы.

Вторая причина неизменяемости жизни после Покаяния может быть в том, что человек не приносит «плодов покаяния». Ведь если человек согрешил делом – то делом он должен и искупить свою вину. «Плоды покаяния» — это добрые дела, которые очень часто для христианина находятся где-то «за бортом». Все внимание уделяется борьбе с грехом, но при этом забывается важная истина: бороться с грехом нужно противоположной ему добродетелью.

Порою воцерковленные люди попадают в недоумение: вроде бы я уже не делаю зла, а к Таинству Причастия без Покаяния подходить страшно. И начинается на исповеди «выдавливание» согрешений, подобное «отцеживанию комара». В чем каяться? Вот здесь необходим «переход» на иную ступень духовной жизни. Такое состояние подобно младенцу, когда у него вырастают зубы, и жидкая молочная пища уже не может его насытить, а твердую полноценно жевать он еще не научился. Так и люди начинают мнить себя совершенными, едва только избавились от смертных грехов. И якобы больше не в чем им каяться.

А каяться всегда есть в чем! Если мы, с помощью Божией, научились контролировать свои поступки, хранить себя от зла, — теперь самое время обратить внимание на слова и чувства. Если же удалось обуздать свой язык и укротить чрево, что мне представляется крайне сомнительно и труднодостижимо, — необходимо заниматься различением помыслов.

Ведь только тщеславие может внушить человеку мысль о том, что если я не делаю зла – то этого достаточно. На самом деле за то, что я не делаю зла – мне не будет никакой награды, ибо «это прямая обязанность наша»! Но я понесу наказание, если не буду делать добра, потому что это наш христианский долг – быть «солью земли» и «светом миру»! То, что я еще не достиг совершенства своими «добрыми делами», как «совершенен Отец наш Небесный» — в этом уже мой грех. И сознательное Покаяние заключается не в наличии грехов, а в отсутствии добродетелей. Именно в этом ключе мы можем действительно понять искренность слов святых подвижников, которые свидетельствовали: «Не знаю, положил ли я еще хотя бы начало покаянию». Эти слова не были «мнимым» смирением и самоуничижением, — напротив, это факт объективной реальности. Понимание того, что мне не хватает терпения, смирения, любви, радости, мира, веры, надежды, милосердия и так далее.

Поэтому Покаянию нет конца! Потому что Совершенству нет предела!